В России запретили продажу гаджетов без российского ПО
Владимир Путин подписал закон, который обязывает производителей смартфонов и планшетов заранее устанавливать на устройства российские приложения. Поправки вступят в силу 1 июля 2020 года. Какие приложения станут обязательными, пока неизвестно.
Что это за закон?
Документ называют «законом против Apple», поскольку он требует устанавливать на смартфоны, планшеты, телевизоры со Smart TV и компьютеры отечественное программное обеспечение. Это расходится с политикой американской ИТ-компании, и представители «Apple» уже предупреждали, что могут уйти с российского рынка, если закон примут.
За нарушение правил компания может быть оштрафована на сумму до 200 тысяч рублей. Список обязательных приложений сформирует правительство. Минкомсвязи предлагало включить в него только поисковики и браузеры.
Зачем он нужен и чем грозит?
Новый закон нужен, по мнению чиновников, чтобы избавить россиян от необходимости загружать дополнительные приложения, а также поддержать российских производителей и сократить число злоупотреблений со стороны крупных иностранных компаний.
Однако закон может привести к негативным результатам: уходу с российского рынка «Apple» и других крупных игроков, а также активизации нелегального рынка торговли электроникой.
Уйдет ли «Apple» c российского рынка?
В прошлом году «Apple» заработала в России чуть больше 1% своей выручки — 197,2 миллиарда рублей. Поэтому российский рынок вряд ли является приоритетным для компании. С другой стороны, есть немало прецедентов, когда компания адаптировала свои устройства, исходя из местной специфики.
В ОАЭ айфоны и айпады поставляют без сервиса видеозвонков FaceTime — так в Эмиратах защищают интересы операторов мобильной связи. В Китае смартфоны «Apple» продаются с двумя СИМ-картами и предустановленным китайским поисковиком Baidu. А японские версии айфонов поддерживают систему электронных платежей FeliCa, с помощью которой японцы оплачивают транспорт.
На некоторых устройствах компания заранее устанавливала даже российские приложения: например, iPhone с iOS 6 продавался с «Яндекс.Картами», хотя их дизайн был переделан под стиль «Apple». Кроме того, в собственных картах компании с 2018 года встроены данные «2ГИС». Поэтому некоторые эксперты считают, что компания вряд ли полностью откажется от российского рынка.
Проблемы могут возникнуть с софтом
Следствием нового закона может стать снижение качества софта и задержка поставок новых гаджетов. «Все разработчики программного обеспечения в России будут озабочены тем, чтобы попасть в перечень российского софта, предназначенного для предустановки, а не тем, чтобы создать отличный продукт».